СТАТЬЯ ИГОРЯ БЕРЕЗКИНА В СБОРНИКЕ МАТЕРИАЛОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "SCIENCE, SOCIETY, PROGRESS"

СТАТЬЯ ИГОРЯ БЕРЕЗКИНА В СБОРНИКЕ МАТЕРИАЛОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ  "SCIENCE, SOCIETY, PROGRESS"
СТАТЬЯ ИГОРЯ БЕРЕЗКИНА В СБОРНИКЕ МАТЕРИАЛОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ  "SCIENCE, SOCIETY, PROGRESS"
СТАТЬЯ ИГОРЯ БЕРЕЗКИНА В СБОРНИКЕ МАТЕРИАЛОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ  "SCIENCE, SOCIETY, PROGRESS"
СТАТЬЯ ИГОРЯ БЕРЕЗКИНА В СБОРНИКЕ МАТЕРИАЛОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ  "SCIENCE, SOCIETY, PROGRESS"
СТАТЬЯ ИГОРЯ БЕРЕЗКИНА В СБОРНИКЕ МАТЕРИАЛОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ  "SCIENCE, SOCIETY, PROGRESS"
Развитие общественных пространств и будущее городов
Автор: архитектор Березкин И.С.


Аннотация: Статья посвящена проблемам и перспективам развития городских общественных пространств.
Ключевые слова: Общественные пространства, развитие городов, поселения, города.

Общественные пространства являются центрами социальной активности любого поселения, каким бы оно не было и где бы ни находилось. Привлекательные, активные и хорошо функционирующие общественные места могут дать импульс социально-экономическому и культурному развитию поселения различного городского или сельского типа.

Общественные пространства являются жизненно важной составляющей для успешного города. Они помогают создать чувство общности, способствуют гражданской идентичности и культуре. Общественные пространства, служат драйвером экономического развития и активизации общества, это характерно для всех городов мира.

Каждый город имеет свой тип общественного пространства закрытого или открытого типа. Это может быть парк с дорожками для прогулок и скамейками, бульвар, широкие прогулочные тротуары, вдоль фасадов административных зданий. Но общественным пространством является также то, что находится между частными пространствами, и не всегда признается общественной частью. Переулки, заброшенные дворики, то, на что чаще всего не обращают внимания, являются недостаточно используемым резервом общественного пространства. Именно потому, что они принадлежат всем, они воспринимаются как принадлежащие никому. И все же, в ряде случаев, они могут стать востребованными, и использованы для развития города.

В то время, когда муниципальные органы власти борются за увеличение собственного бюджета, инвестиции в общественные места могут рассматриваться как не самая первостепенная задача. Безусловно, создание минимальных условий для современного общественного пространства требуют вложений, но даже незначительные инвестиции, вложенные в развитие общественного пространства, могут обеспечить поступление финансовых средств в бюджет города. Вместе с развитием социальной инфраструктуры, общественные пространства могут обогатить городское сообщество, как в социальном, так и в денежном выражении, и как следствие, повысить качество жизни в городской среде.

Проблемы развития

Урбанизация это тенденция 21-го века. К 2030 году, 75 процентов из 9-миллиардного населения планеты будут жить в городах. Города и пригороды растут беспрецедентными темпами. В 1950 году одна треть населения мира жила в городах. Лишь 50 лет спустя эта доля возросла в полтора раза, и как ожидается, продолжит расти до двух третей, или шесть миллиардов человек к 2050 году. Во многих городах, особенно в развивающихся странах, число обитателей трущоб составляет более 50 процентов населения и практически не имеют доступа к жилью и другим основным услугам, таким как электричество, чистая вода и санитарные удобства. Эти условия являются неприемлемыми. Они могут и должны быть изменены.

Улицы, скверы и парки, особенно в отдаленных районах города, зачастую расположены хаотично или неудачно спланированы. В этом контексте, есть несколько проблем, возникающих в общественных пространствах:

1. Отсутствие публичного пространства. Во многих населенных пунктах, общественные места могут вообще отсутствовать, увеличивая и без того высокое напряжение и стресс местных жителей, которые живут в стесненных и неблагоприятных условиях. В других случаях, новая коммерческая и жилая застройка может разрушить традиционно сложившиеся общественные пространства. Старые кварталы с традиционными рекреационными моделями исчезают для того, чтобы освободить место для нового высотного строительства, в результате чего происходит разрушение многолетнего уклада городского проживания. В частности улицы, уже на протяжении тысячелетий играют важную роль в общественной сфере любого города, где могут продаваться различные товары, дети могут играть, а люди общаться между собой. Восстановление улиц, как пространства для людей, может улучшить города различными способами с экономической, экологической и социальной точки зрения.

2. Отсутствие рационального планирования общественных пространств, способствующих объединению людей. Во всем мире развитие городов, чаще всего, происходит без какого-либо четко проработанного плана по общественным пространствам. Иногда, архитекторы и строители создают “общественное” пространство, которое является на самом деле частным: за стенами закрытых сообществ, внутри торговых или развлекательных центров, которые патрулируют охранники, или в исключительных клубных рекреационных зонах. Все эти типы пространств создают иллюзию того, что общественное пространство на самом деле существует, но в действительности появляется функции для разделения людей по классам и уровню доходов, по этнической принадлежности и религии. Общественные пространства будущего должны способствовать объединению людей из всех слоев общества и всех групп населения. Присутствие социально активных людей, гарантирует, что ни одна группа не будет доминировать, и что пространство является безопасным и гостеприимным для всех, включая женщин и детей. Там, где публичное пространство отсутствует вообще, плохо спланировано, или является закрытым, общество становится более обособленным.

3. Отсутствие или недостаточное участие в проектировании органов местной власти. Для местных чиновников, которые наиболее полно знакомы с проблемами и потребностями того или иного района или городского округа особенно важно участие в градостроительном проектировании общественных пространств. Только активное участие государства в разработке и создании общественных пространств сможет по-настоящему способствовать появлению замечательных мест для отдыха и общения граждан.

Процесс создания дизайна общественных пространств должен происходить с учетом прозрачности и открытости при обязательном участии местного населения. Тогда человеческие потребности будут удовлетворены и исполнены на благо всех.

Развитие города является органическим процессом, поэтому не существует простого рецепта или единого образца. Местные традиции и обычаи необходимо при этом учитывать, а расходы на содержание и техническое обслуживание должны оставаться в разумных пределах и не становиться бременем для местного бюджета. Каждое место, каждая культура по-своему уникальна. Вопросы общественных норм, климат и традиции должны внимательно рассматриваться при создании общественных мест. То, что отлично работает для Европейской части России, может быть совершенно неподходящим для города расположенного в Северо-Кавказском федеральном округе. Таким образом, в каждой культуре необходимо найти инструменты и подходы, которые подходят именно ей. Отсюда следует, что тесное взаимодействие и конструктивный диалог между властью и обществом имеют важное значение для процесса создания динамичных, здоровых общественных мест, которые действительно будут служить людям.

Список литературы:
1. UN-HABITAT. Устойчивое развитие городов. – 2011.
2. PPS (Проекты для общества). Проект для публичных пространств. – 2011.